Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
сверхсхемное ударение
Энциклопедический словарь
Сверхсхе́мное ударе́ние - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов). См. Сильное место и слабое место.
* * *
СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - СВЕРХСХЕ́МНОЕ УДАРЕ́НИЕ, ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов). См. Сильное место и слабое место (см. СИЛЬНОЕ МЕСТО И СЛАБОЕ МЕСТО).
СВЕРХСХЕ́МНОЕ УДАРЕ́НИЕ (внеметрическое ударение) - ударение на слабом месте стиха. В рус. силлабо-тонич. стихосложении слоговой объем слова, несущего С. У., не может выходить за пределы слабого места стопы, т. е. в двусложных размерах (ямбе и хорее) С. У. образуется, как правило, за счет односложных слов, в трехсложных размерах (дактиле, амфибрахии, анапесте) - за счет односложных и двусложных слов (фонологичность ударения при этом роли не играет). Это связано с "запретом переакцентуации" (одним из гл. законов рус. силлабо-тоники): если ударный слог слова приходится на слабое место, то безударные слоги не могут приходиться на смежное сильное место (так, в рус. ямбе допустим стих "Бра́т упроси́л награ́ду да́ть", но недопустим - "Бра́ту проси́л награ́ду да́ть"). В трехсложных размерах С. У. встречается чаще, чем в двусложных; в последних - преимущ. в ямбе, где принято различать два типа С. У.: 1) совпадение схемного и С. У. в пределах одной стопы - спондей ("Дым че́рный клу́бом вве́рх лети́т", Г. Р. Державин) и 2) сочетание С. У. с пропуском схемного ударения - хориямб ("Не́т, не те́бя так пы́лко я́ люблю́", М. Ю. Лермонтов). С. У. используются и в размерах, являющихся переходными между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик), расшатывая их основу (особенно в сочетании с пропусками ударений).